Гид предпринимателя:

Нужна ли ККМ (ККТ)?

Сфера регулируется Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ

  • Законодательство о ККТ

Вопросы применения контрольно-кассовой техники (ККТ) урегулированы Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

  • Требования по применению ККТ

Законодательством РФ устанавливается обязанность применения ККТ предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Это общее правило имеет ряд исключений.

  • Освобождение от обязанности использования ККТ

в случае применения предпринимателем системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применение ККТ носит добровольный характер. В случае отказа от применения ККТ предприниматель обязан по требованию покупателя (клиента) выдать ему документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Это может быть товарный чек, квитанция и пр.

Ряд видов деятельности можно осуществлять без применения ККТ. Перечень таких видов деятельности установлен законом. Например, к ним относится продажа лотерейных билетов, проездных билетов, прием от населения стеклотары и пр.

В случае применения бланков строгой отчетности.

В остальных случаях применение ККТ обязательно.

  • Необходимость регистрации в налоговых органах

В случае применения предпринимателем ККТ на него распространяется ряд обязанностей, основной из которых является обязанность зарегистрировать ККТ в налоговых органах. Для этого предприниматель представляет в налоговый орган (по месту нахождения - для юридического лица или по месту жительства - для физического лица) заявление о регистрации контрольно-кассовой техники по утвержденной форме. К заявлению прилагаются паспорт ККТ. Паспорт контрольно-кассовой техники содержит сведения об этой технике, в том числе отметки о ее регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации в налоговом органе, вводе в эксплуатацию, проверке исправности, ремонте, техническом обслуживании, замене программно-аппаратных средств, установке средств визуального контроля, наклеивании марок-пломб и выводе из эксплуатации данной техники.

Налоговый орган не позднее 5 рабочих дней регистрирует контрольно-кассовую технику.

  • Заключение договора с ЦТО

Также к заявлению о регистрации ККТ прилагается договор о ее технической поддержке, заключенный пользователем и поставщиком (центром технического обслуживания).

Техническая поддержка контрольно-кассовой техники, нанесение на нее знака "Сервисное обслуживание" и наклеивание на нее марок-пломб, а также введение в фискальную память информации при регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники, замена накопителей фискальной памяти осуществляются только поставщиком или центром технического обслуживания. Поэтому заключение договора с ЦТО необходимо.

  • Кто и как может проверять наличие ККТ и соблюдение требований к ней?

В соответствии с Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контроль наличия ККТ и соблюдения требований к ней осуществляет налоговые органы. Органы внутренних дел взаимодействуют в пределах своей компетенции с налоговыми органами при осуществлении последними указанных в настоящей статье контрольных функций.

Теги: ККТ налоги