Гид предпринимателя:

Если Вы хотите разместить нестационарный объект?

7 ноября 2011 г.

Что такое нестационарный объект?

Что такое нестационарный объект

В действующем законодательстве понятие «нестационарный» объект, как правило, используется применительно к мелкорозничной торговле, осуществляемой через киоски, палатки и пр.

Согласно статье 2 (часть 6) Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" нестационарный ТОРГОВЫЙ объект - это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Правила размещения нестационарных торговых объектов, законодательная база

Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (ст. 10) определено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемой органом местного самоуправления.

Соответственно порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником помещения с учетом требований законодательства РФ.

Основные моменты, на которые следует обратить внимание:

- при разработке схемы размещения должны учитываться нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (нормативы разрабатываются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с методикой, утвержденной Правительством РФ);

- в схеме размещения не менее 60 % нестационарных торговых объектов должно использоваться субъектами МСП;

- схема размещения (изменения в нее) публикуется и размещается на официальных сайтах региональных и местных органов власти.

Каждый субъект федерации самостоятельно конкретизирует правила размещения на уровне региональных нормативно-правовых актов.

В основном порядок един: разрешение на размещение нестационарного торгового объекта выдается на основании  схемы размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемой органом местного самоуправления, определяемым уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено муниципальное образование, в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с учетом нормативов обеспеченности населения торговыми объектами. Уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования готовит перечень предложений по размещению объектов мелкорозничной торговой сети на территории муниципального образования с приложением к нему предварительно согласованных с уполномоченными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (органами внутренних дел, государственной пожарной охраны, санитарно-эпидемиологического надзора) и органами местного самоуправления муниципального образования (органами архитектуры и градостроительства, органом, осуществляющим регулирование в сфере торговли) схем дислокации и перечня видов специализации объектов мелкорозничной торговой сети (с учетом необходимости их для населения муниципального образования). Глава муниципального образования или уполномоченное им должностное лицо утверждает перечень предложений по размещению объектов мелкорозничной торговой сети на территории муниципального образования с приложенными схемами дислокации и перечнем видов специализации объектов мелкорозничной торговой сети. Перечень органов, согласование которых в соответствии с действующим законодательством необходимо для размещения объектов мелкорозничной торговой сети, утверждается главой муниципального образования или уполномоченным им должностным лицом. Утвержденный перечень предложений по размещению объектов мелкорозничной торговой сети с приложениями к нему, а также изменения и дополнения, внесенные в указанный перечень, публикуются в средствах массовой информации.

Лица, желающие разместить объект мелкорозничной торговой сети, подают в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования, осуществляющий управление в сфере торговли, заявление с приложением к нему следующих документов (нотариально заверенные копии либо копии с представлением оригинала):

- для юридических лиц - устав, свидетельство о государственной регистрации;

- для индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица - свидетельство о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;

- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и присвоении идентификационного номера налогоплательщика;

- проект (описание) объекта мелкорозничной торговой сети.

Заявления принимаются в течение срока, установленного главой муниципального образования или уполномоченным им должностным лицом.

При осуществлении розничной    торговли (оказании услуг общественного питания, бытовых услуг) после получения разрешения на размещение нестационарных  объектов мелкорозничной   сети   необходимо   соблюдать федеральное и региональное законодательство о торговле, а также санитарные правила и нормы, утвержденные в установленном порядке. Все продаваемые товары должны отвечать требованиям безопасности и сопровождаться документами, указывающими источник их поступления, а также подтверждающими их качество и безопасность.

На объектах мелкорозничной сети должна быть вывеска с фирменным наименованием   (наименованием)   юридического лица (индивидуального предпринимателя), местом их нахождения (юридическим адресом), режимом работы.

Размещение и планировка объектов, их техническая оснащенность должны отвечать санитарным,  противопожарным,   экологическим и другим нормам и правилам, условиям приема, хранения  и реализации товаров,  а также обеспечивать условия труда и правила личной гигиены работников.

На каждом объекте в течение всего времени работы должны находиться и предъявляться по требованию органов государственного  контроля   (надзора)  следующие  документы:

- разрешение на размещение нестационарного объекта мелкорозничной сети (для нестационарных объектов мелкорозничной сети), которое должно быть размещено на доступном для покупателей месте;

- лицензия на право осуществления деятельности (в случае, предусмотренном законодательством);

- документы, указывающие источник поступления и подтверждающие качество и безопасность реализуемой продукции (договоры, контракты на поставку пищевых продуктов, сертификаты соответствия, декларации о соответствии, качественные удостоверения, ветеринарные       свидетельства, санитарно-эпидемиологические заключения);

- договор на поставку воды и вывоз стоков (при   отсутствии   централизованного   водоснабжения и централизованной системы канализации),   график  дезинфекции  емкостей для хранения питьевой воды;

- заверенная копия документа о регистрации контрольно-кассовой техники (кроме случаев, когда в соответствии с федеральным законодательством   контрольно-кассовая   техника не применяется);

- текст Федерального закона «О защите прав потребителей»;

- книга отзывов и предложений, прошитая, пронумерованная и заверенная руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем;

- журнал учета мероприятий по контролю;

- технологические  карточки (для сезонных (летних) кафе и автокафе);

- договоры на вывоз твердых бытовых отходов, утилизацию бактерицидных ламп, санитарную обработку спецодежды персонала;

- санитарно-эпидемиологическое   заключение, сертификат соответствия на объект, подтверждающие его пригодность для приготовления и реализации пищевых продуктов  и блюд общественного питания.

Демонтаж и вывоз объектов производится силами и за счет предпринимателя по окончании срока действия разрешения на размещение нестационарного   объекта   мелкорозничной сети. Конкретная процедура выдачи этих разрешений варьируется от региона к региону.

Налогообложение торговой деятельности, осуществляемой через нестационарные объекты торговли.

Если на территории муниципального образования, в котором осуществляется предпринимательская деятельность через нестационарные торговые объекты, введен Единый налог на вмененный доход, то при соблюдении прочих ограничений, установленных Главой 26.3. НК РФ, данный специальный налоговый режим обязателен к применению. 

Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ специальный налоговый режим в виде ЕНВД применяется налогоплательщиками в отношении розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.

Согласно письму Минфина России от 16 декабря 2004 года № 03-06-05-05/39   «О порядке применения положений главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ» в качестве объекта нестационарной торговой сети следует рассматривать любое помещение, используемое для осуществления розничной торговли, но не соответствующее установленному главой 26.3  НК РФ понятию магазина (специально оборудованное здание либо его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже).

В статье 346.27 НК РФ даются следующие определения объектов торговой сети, которыми надо руководствоваться в целях налогообложения:

1) киоск - строение, которое не имеет торгового зала и рассчитано на одно рабочее место продавца;

2) палатка - сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала;

3) открытая площадка - специально оборудованное для торговли место, расположенное на земельном участке;

4) стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты;

5) нестационарная торговая сеть - торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети.

При этом под развозной торговлей понимают розничную торговлю, осуществляемую вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только с транспортным средством. К данному виду торговли относится торговля с использованием автомобиля, автолавки, автомагазина, тонара, автоприцепа, передвижного торгового автомата. Под разносной торговлей понимают розничную торговлю, осуществляемую вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, на дому или на улице. К данному виду торговли относится торговля с рук, лотка, из корзин и ручных тележек.

Таким образом, если вы сдали в аренду земельный участок для того, чтобы арендатор использовал его как торговое место, то ваша деятельность подпадает под ЕНВД (например, см. письмо Минфина России от 24.06.2009 г. № 03-11-06/3/170). 


ВАЖНО! ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ВЕСТИ БИЗНЕС, используя НЕСТАЦИОНАРНЫЙ ОБЪЕКТ! (бытовые услуги, производство, общепит и пр.).

В рамках федеральной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства (куратор – Минэкономразвития России) в 2011 году предусмотрено выделение из федерального бюджета субсидий регионам на комплекс мероприятий по развитию и поддержке малого и среднего бизнеса (Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2011 г. № 227).

Одно из НОВЫХ направлений поддержки – предоставление предпринимателям в лизинг так называемых универсальных мобильных платформ: мобильный пункт быстрого питания, мобильный ремонт обуви, мобильный салон красоты, мобильный центр реализации продукции сельхозтоваропроизводителей и др.

За получением более подробной информации о реализации этой меры поддержки в Вашем регионе Вы можете обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ (Министерство /Управление по развитию малого предпринимательства/Комитет по поддержке малого и среднего бизнеса и т.п.). Все необходимые контакты Вы сможете найти на Федеральном портале в разделе «Региональные программы».

Готовые бизнес-решения (по реализации овощей и фруктов, ремонту обуви и одежды или изготовлению ключей и др.) – одно из ключевых направлений развития начинающего бизнеса в рамках совместного проекта ОПОРЫ РОССИИ и Сбербанка (материалы Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства, 2 марта 2012 г.)

  

  СОЗДАЙ СВОЙ БИЗНЕС