Гид предпринимателя:

Как стать экспортером?

27 июля 2013 г.

В настоящее время во всем мире растет роль экспортоориентированных экономик; параллельно с этим в структуре экономик развитых и развивающихся стран увеличивается доля малых и средних предприятий, ориентированных на продажи продукции на внешние рынки

Анализ законодательства Евросоюза, США, Китая, СНГ на предмет льгот, порядка ввоза/вывоза товаров, процедур таможенного оформления, а также контактную информацию об организациях инфраструктуры, оказывающей помощь предпринимателям в этих странах; Подготовка и актуализация информации по планируемым международным выставкам различной направленности.

В настоящее время во всем мире растет роль экспортоориентированных экономик. Параллельно с этим в структуре экономик развитых и развивающихся стран увеличивается доля малых и средних предприятий, ориентированных на продажи продукции на внешние рынки.

В последние годы и в Российской федерации взят курс на поддержку этого направления роста, разрабатываются новые меры государственной поддержки, программы повышения конкурентоспособности российских товаров на международных рынках.

Провозглашен курс на модернизацию и диверсификацию российской экономики, которая невозможна без активного участия в этих процессах малых и средних компаний.

Для активного участия компаний в развитии экспортного направления, необходимо четкое понимание специфики и процессов, происходящих в сфере международного товарообмена и разделения труда, а также информированность компаний о возможностях и препятствиях в выходе на рынки других стран.

Зарубежные рынки становятся все более привлекательными для компаний и предприятий. Если компания решает выйти на внешние рынки, то важную роль играет целенаправленное планирование и практическая продуманность  выбранного направления.

Несмотря на все трудности, связанные с выходом на внешние рынки, разработка  международной стратегии вывода продукции на внешние рынки является необходимым условием успеха современного предприятия в условиях жесткой международной конкуренции.

Что такое внешнеэкономическая деятельность?

Внешнеэкономическая деятельность – это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).

Решение о начале внешнеэкономической деятельности всегда является важным этапом развития деятельности каждой компании.

Виды внешнеэкономической деятельности:

- экспорт товаров (работ, услуг);

- реэкспорт товаров (экспорт импортных товаров);

- импорт товаров (работ, услуг);

- реимпорт товаров (импорт ранее экспортированных товаров);

- бартерные операции;

- арендные операции;

- продажа лицензий;

- оказание информационно-консультационных услуг;

- оказание рекламных услуг;

- транспортно-экспедиционные услуги;

- другие услуги.

Основными законодательными актами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность являются:

 

  • Закон Российской Федерации «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»
  • Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» (ред. от 06.12.2011),
  • Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 02.07.2013),
  • Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (вопросы патентов),
  • Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 03.12.2012) «О таможенном тарифе»,
  • Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ (ред. от 06.12.2011)  «Об экспортном контроле»,
  • Таможенный кодекс Таможенного Союза,
  • Налоговый кодекс Российской Федерации,
  • Закон РФ от 07.07.1993 N 5338-1 (ред. от 03.12.2008) «О международном коммерческом арбитраже»

 

Конкретные нормы и принципы регулирования внешнеэкономической деятельности закрепляются также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, на базе которых подготовлены нормативные акты соответствующих министерств и ведомств.

До принятия решения о выходе на международные рынки товаров или услуг необходимо тщательно проанализировать конкурентоспособность вашего предложения и оценить возможности компании.

Механизмы, используемые для продвижения товаров за рубежом.

Торговые представительства Российской Федерации за рубежом

В настоящее время система торговых представительств насчитывает более 60 стран присутствия. Представительства расположены в основных странах-партнерах и несут на себе функцию продвижения интересов российских компаний в стране пребывания. На постоянной основе предоставляют информацию о рынке страны и возможностях для российских компаний на этом рынке.

Торговые отделы посольств Российской Федерации за рубежом

Являются более малочисленными по штату, чем торговые представительства, однако несут на себе те же функции.

Торговые отделы и представительства иностранных государств в Российской Федерации

Располагаются главным образом в столице Российской Федерации, у наиболее крупных стран имеются отделения в регионах РФ. Служат проводниками работы национальных компаний, в то же время могут обеспечить необходимые контакты внутри своей страны, а также предоставить информацию по ее рынку.

Специальные национальные торговые агентства

Организованы при министерствах экономики стран, способствуют развитию национальной торговли и привлечению инвестиций. Предоставляют информацию о состоянии рынков.

Торгово-промышленные палаты Российской Федерации

Оказывают широкий спектр услуг по информированию компаний о состоянии рынков, организации мероприятий, арбитражу, продвижению компаний, оформлению документации. Широкая сетью территориальных отделений во всех регионах Российской Федерации.

Зарубежные торгово-промышленные палаты

Выполняют те же функции, что и российские ТПП. Принимают обращения от российских граждан.

Отраслевые союзы и объединения

Занимаются в том числе интенсификацией международного сотрудничества, организуя отраслевые встречи с партнерами из-за рубежа.

Двухсторонние комиссии и рабочие группы, деловые советы, комитеты

Организуются в рамках более крупных структур, нацелены на усиления экономических связей.

Объединения предпринимателей

Крупные объединения без четкого отраслевого признака, организующие, в том числе продвижение российской продукции на зарубежные рынки.

Специальные информационные системы

Регистрация во многих системах бесплатна и дает возможность представить свой товар достаточно большой аудитории, а также получить прямые контакты потенциального партнера.

Консалтинговые компании

Коммерческие компании, специализирующиеся на сборе и анализе маркетинговой информации по зарубежным рынкам, а также выводе компаний на новые рынки.

Критерии выбора внешнего рынка.

Исследование рыночных ниш является основой маркетинга и предполагает анализ всех условий, имеющих значение для успешной реализации товара. Программа комплексного исследования зависит от особенностей товара, характера деятельности предприятия, масштабов производства экспортных товаров и др.

Первым шагом при выходе на внешний рынок является определение стратегических параметров предприятия. Определяющими можно считать три параметра.

1.     Необходимо проанализировать «внешнее окружение предприятия».

В рамках этого анализа рассматриваются макроэкономические показатели (экономические, политические, технологические, социокультурные факторы) и микроэкономические факторы, такие как  состояние рынка и конкурентная среда. Эффективный анализ внешней среды предприятия должен включать анализ всего мирового рынка, чтобы не упустить из внимания новые тенденции, новых конкурентов или новые возможности рынка. Данная информация необходима для предприятий и является важным фактором дальнейшего развития и планирования стратегии.

2.    Проанализировать сильные и слабые стороны предприятия.

Это необходимо для того, чтобы выявить возможности и трудности, а также глобальные тенденции. Помимо этого предприятие должно определить свое конкурентное преимущество. Руководители предприятия должны знать, что они предлагают на рынке и какие рынки они обслуживают. Они должны быть в курсе технологических и ресурсных возможностей предприятия, его потенциальных продаж и прибыли. При этом должны чётко представлять конкурентоспособные преимущества компании на международном рынке в своём сегменте.

До того как начинать анализ внешнего рынка предприятию следует установить свои международные маркетинговые цели и задачи. Этот процесс  можно разделить на несколько составляющих.

Во-первых, предприятие должно определить желаемую долю экспорта по отношению ко всему объему продаж.

Во-вторых, предприятие должно решить, будет оно выходить на несколько иностранных рынков или на глобальный мировой рынок. Обычно имеет смысл сначала сконцентрировать свои усилия по продвижению товаров на нескольких внешних рынках.

В-третьих, предприятие принимает решение по поводу того, какие страны и какого типа выбрать для экспорта своей  продукции. Разграничение между странами делается на основе таких показателей, как политическая стабильность, уровень развития инфраструктуры, уровень доходов населения, географические факторы.

Предприятие должно решить, какие именно иностранные рынки выбрать. Внешние рынки можно проранжировать по следующим параметрам:

·                       Привлекательность рынка.

·                       Конкурентное преимущество.

·                       Риск

Привлекательность рынка определяется на основе таких факторов, как язык, законы, географическое положение, стабильность, схожесть культурных традиций и т.п.

Конкурентное преимущество характеризуется рыночной стратегией предприятия, наличием конкурентов, этапом жизненного цикла товара.

Риск можно разделить на два основных вида.

 1. Риск инвестирования связан с возможностью национализации собственности предприятия иностранным правительством или с ограничениями перевода инвестированных ресурсов за границу.

2. Операционный риск связан с экономическим спадом в стране, девальвацией валюты, забастовками и прочими факторами.

После определения критериев предприятие должно осуществить свой выбор внешних рынков, учитывая потенциал рынка, возможный риск, прогнозируемый объем продаж, предполагаемые издержки и прибыль.

Предпочтение  отдается тем странам, с которыми имеются устоявшиеся деловые отношения, подкрепленные договорно-правовой основой. При выборе страны следует учесть и такой аспект, как правовые нормы и правила, действующие в стране и имеющие отношение к сотрудничеству. Правильный выбор страны во многом определит будущую эффективность работы предприятия на внешнем рынке.

Выбор и определение «потенциала» зарубежного рынка.

Классический маркетинг предусматривает традиционную схему  обработки результатов маркетингового исследования, которое приводит к отбору целевых рынков. Она включает сегментирование рынка, выбор целевых сегментов  и позиционирование товаров на рынке.

Сeгмeнтaция - этo пpoцecc выявлeния нa pынкe oтдeльныx гpyпп пoкyпaтeлeй, иcпытывaющиx пoтpeбнocть в oпpeдeлeннoм тoвape или ycлyгe.  Пpи paздeлeнии pынкa нa oтдeльныe ceгмeнты нeoбxoдимo coблюдaть pяд ycлoвий:

•чeткocть oчepтaний ceгмeнтa - ключeвыe xapaктepиcтики ceгмeнтa дoлжны чeткo oтличaтьcя oт xapaктepиcтик cмeжныx ceгмeнтoв;

•дocтyпнocть - выдeлeнный ceгмeнт дoлжeн быть дocтyпeн для cбopa нeoбxoдимoй pынoчнoй инфopмaции;

•вeличинa - ceгмeнт дoлжeн быть дocтaтoчнo бoльшим, чтoбы oбecпeчивaть дoxoднocть фиpмы;

•пpoзpaчнocть - ceгмeнт дoлжeн быть дocтyпeн для иcпoльзoвaния в нeм эффeктивныx мeтoдoв cбытa.

Процедура  выбора рынка предполагает  обязательную предварительную оценку и окончательный отбор рынков.

Для исключения менее привлекательных рынков при отборе могут использоваться следующие факторы:

·                        экономические факторы (например, слишком низкий уровень доходов населения, отсутствие твердой валюты);

·                        политический климат (нестабильная политическая ситуация, риск национализации и экспроприации и. п.);

·                        географические факторы (очень большая отдаленность от страны, неподходящие условия местности и климата);

·                        культурная среда (языковой барьер, проблемы религии, низкий уровень культуры и образования);

·                        технологические факторы (слишком низкий технологический уровень и отсутствие технического мастерства);

·                        иностранная торговая политика (слишком высокие таможенные барьеры и много различных запретов на ввоз).

Традиционно компании – экспортеры начинают осваивать рынок соседних стран, где он экономически и культурно складывается аналогично рынку своего государства. В некоторых случаях предприятия должны выбрать иной подход, так как возможности рынка в другой стране с течением времени могут измениться. Более привлекательные иностранные рынки могут  быть выбраны по заданному образцу. Это означает, что выбирается несколько критериев, уместных и важных для компаний, и те рынки, которые соответствуют  требованиям компании.

Потенциал рынка - это объемы возможных продаж экспортерами, а также показатели темпа изменения емкости зарубежного рынка.

Спрос на рынке характеризуется объемом продаж всех конкурирующих компаний на рынке по конкретному товару. В понятие «потенциал рынка», «спрос на рынке» и «способности компании» включены временные категории, такие как прошлое, текущий момент и перспектива.

Рынок состоит из шести различных объемов:

1)                    текущий потенциал рынка

2)                    текущий спрос на рынке

3)                    текущий спрос на товары компании

4)                    перспектива потенциала рынка

5)                    перспектива спроса рынка

6)                    перспектива спроса компании.

Чтобы измерить соответствующий объем, необходимо пользоваться специальными методами измерения. Некоторые наиболее общие из них представлены ниже. Для определения перспективного потенциала и перспективы спроса на рынке компании могут использовать несколько методов, такие как:

·               управляющих индикаторов;

·               статистические оценки спроса;

·               метод аналогий:

        а) серия временных оценок (аналогий);

        б) товарная аналогия;

·               экспертное суждение (оценки).

 

1.                    Метод на основе управляющих индикаторов (индексов) базируется на том, что есть такие временные ряды, которые меняются в соответствии с изменением спроса на рынке, но несколько его предопределяя.

2.                     Используя метод статистических оценок спроса, формируют набор статистических процедур, которые позволяют установить, как наиболее важные факторы реально сказываются на спросе и что влияет на их связь. Факторы, которые в большей мере анализируют - это цены, доходы, численность населения, динамика роста.

3.                     В основе метода аналогий используется, как базис для предсказания, временные и товарные аналогии.

а)Метод временных аналогий основан на том допущении, что события повторяются, т.е. будущее станет некоторым образом продолжением прошлого. Это значит, что история известного рынка повторится вновь на другом неизвестном рынке, но с некоторой задержкой по времени.

б) Товарная аналогия означает, что вы пытаетесь провести параллель между развитием известного товара на определенном рынке, в надежде на такое же развитие своего товара на другом рынке.

4.                    Экспертные оценки как метод определения объема рынка предполагает привлечение группы экспертов, которые дают индивидуальные оценки, а затем аналитик компании комбинирует их в единую оценку.

Факторы, которые оказывают влияние на  измерение емкости рынка возможного экспорта, могут быть разделены на две группы: факторы страны и факторы спроса.

Факторы страны– это различные торговые барьеры  и конкуренция на изучаемом  рынке. К различным торговым барьерам  относятся, например, таможенные тарифы, квоты, количественные  импортные ограничения, нетарифные барьеры, импортные пошлины  всех видов, ограничения относительно размера товара, объема, внешнего вида, упаковки, маркировки (стандарты).

Факторы спроса оказывают влияние как на емкость рынка в целом, так и на долю компаний. Существуют  четыре разных фактора, когда измеряются  и сравниваются емкость рынка и доля рынка, а именно:

·Определение товара.

·Измерители спроса.

·Измерение спроса по уровням.

·Определение рынка.

Спрос можно измерить двумя  различными способами – физически (в тоннах, литрах, метрах и т.д.) и в денежном выражении (долларах, евро или других денежных единицах). Измерение спроса  может быть сделано на различных уровнях  системы распределения, таких как уровень производителей, оптовых торговцев, розничной торговли.

Таким образом, можно отметить, что факторы страны это различные торговые препятствия и конкуренция на рынке, а факторы спроса, -  в различной  степени влияют на размер рынка  и возможности фирмы.

Сегментация рынка означает разделение рынка на определенные группы продавцов. Сегментация рынка дает  базу для развития комплекса  маркетинга зарубежного рынка. Иногда сегмент рынка  оказывается неудачным, вследствие чего  он должен быть отклонен, как кандидат  рынка экспорта.

Дополнительные мероприятия по изучению рынков и продвижению продукции

Посещение выставок

Выставочные мероприятия делятся на отраслевые и мультиотраслевые, национальные и международные, локальные и межрегиональные. Целесообразность участия в выставке можно определить исходя из ее истории, количества участников, представленных в прошлые годы экспонентов, страны проведения, статуса участников. Позволяют получить представление о конкуренции на рынках, представленных продуктах и ценах на товар.

Обмен опытом

Обмен опытом с компаниями, уже пытавшимися выйти на заданный рынок, как российскими, так и иностранными.

Деловые миссии

Традиционный для Европы способ знакомства с рынком, может быть организован для нескольких компаний из нескольких секторов одновременно.

Прямые переговоры

Прямые контакты и переговоры с потенциальными партнерами и покупателями. Могут быть затруднены языковыми проблемами.

Основные сложности ведения экспортной деятельности:

- специфика внешнеторговых процедур (в том числе таможенных, валютных, налоговых, логистических)

- уменьшение денежных средств в обороте компании (в течение ожидания поступление средств по контрактам и возмещений налогов)

Этапы внешнеэкономической сделки.

Любая внешнеэкономическая сделка состоит из стандартных этапов, на каждом из которых необходимо учитывать все правовые, экономические и политические составляющие.

I. Подготовка сделки

- исследование рынка и поиск потенциального партнера

- проверка репутации и платежеспособности партнера

- проведение предконтрактных переговоров

- оценка рисков

II. Подписание контракта

- согласование условий контракта

- подписание контракта

III. Поставка товара

- согласование графика поставки

- подготовка товара к отгрузке

- подготовка документов для таможенного оформления товара

- таможенное оформление

- вывоз товара с территории Российской Федерации

- отслеживание получения товара покупателем

IV. Получение оплаты

- получение оплаты за товар

- оформление поступления средств

V. Закрытие сделки

- подготовка документов для возмещения НДС

- сверка закрывающей документации с партнером

Любая внешнеэкономическая, в том числе экспортная сделка, требует от компании определенного набора документов, оформляемых различными министерствами и ведомствами, а также самим экспортером.

Основной пакет документов, необходимый при вывозе товаров с территории Российской Федерации.

1.     Документ, являющийся основанием для поставки товара (Договор, Соглашение, Контракт) со всеми изменениями и дополнениями к нему.

2.     Счет-фактура на товар

3.     Перевод счета-фактуры, в случае, если он предоставляется на иностранном языке

4.     Паспорт сделки (при сумме сделки более 5000 долларов США)

5.     Документы, устанавливающие происхождение товара (паспорта изделий, сертификаты качества, сертификаты происхождения товара по формам СТ-1 или А, выданные Торгово-Промышленной Палатой.

6.     Документы, устанавливающие классификацию товара согласно коду ТН ВЭД (ссылки на паспорта изделия, его технические описания, рекламные материалы, в которых отражены технические и физические характеристики товара)

7.     Документы, подтверждающие стоимость товаров (счета-фактуры и спецификации на партию товара, договора о покупке товара на территории РФ, копии платежных документов с выписками из банков, копии счетов-фактур и счетов-проформ, полученных от собственника товара на территории РФ)

8.     Разрешительные документы различных ведомств, в случае, если товар подпадает под их сферу контроля.

9.     Документы об уплате таможенных платежей

10.                       Документы контроля доставки автотранспортом (ДКД, книжка МДП)

11.                       Товарно-транспортные документы (различные при различных видах транспорта)

12.                       Упаковочный лист

13.                       Документы на лицо, выступающее представителем экспортера в таможенных органах

 

Подробные требования к предоставляемым документам, сформированы Федеральной таможенной службой Российской Федерации (www.customs.ru)

Меры государственной поддержки российских экспортеров

Существующие меры государственной финансовой поддержки и их нормативная база.

Меры государственной поддержки экспортеров в Российской Федерации определяются рядом постановлений Правительства, ведомственных актов и указов Президента Российской Федерации.

Изначально меры государственной поддержки были большей частью ориентированы на экспорт машинотехнической продукции.

Основы принципов государственной поддержки заложены в Федеральном законе от 13 октября 2005 года, “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности в РФ”, дополняющем его Указе президента российской Федерации “О первоочередных мерах поддержки экспортеров” от 30 ноября 1995 года, а также Постановлении Правительства “О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг” от 20 января 1996 года, в котором были закреплены основные финансовые, налоговые и иные конкретные меры по стимулированию экспорта.

Результатом принятия вышеупомянутых актов стало утверждение “Федеральной программы развития экспорта”, Постановлением правительства РФ №123 от 8 февраля 1996 года.

Также в 1994 году в соответствии с Постановлением правительства РФ был создан Российский экспортно-импортный банк, с целью исполнения роли банка-агента Правительства при финансировании поддержки российского экспорта.

В рамках принятых законодательных актов, планировались следующие меры, ориентированные большей частью на экспортеров машинотехнической и военной продукции:

-  гарантийные обязательства Правительства РФ по привлеченным ресурсам Росэксимбанком и другим банкам-агентам

-  гарантирование и страхование экспортных кредитов

-  предоставление краткосрочных бюджетных ссуд

Из перечисленных мер наиболее эффективно применялся механизм предоставления ссуд.

В ноябре 1999 года создана Комиссия по выстовочно-ярморочной деятельности, в задачи которой в том числе входила интенсификация участия российских экспортеров в крупнейших мировых выставках и других мероприятиях подобного рода.

 В 2003 году была разработана и одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации (14 октября 2003 г. № 1493-р.) «Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации». Концепция определяет основные цели, задачи и приоритеты государственной финансовой поддержки российского промышленного экспорта и предусматривает меры по ее развитию.

Концепция предусматривает:

— создание системы государственного гарантирования политических и долгосрочных коммерческих рисков при проведении экспортных операций;
— расширение долгосрочного экспортного кредитования;
— создание механизма возмещения части процентных ставок по экспортным кредитам российских кредитных организаций.

Функции рассмотрения и предоставления указанных видов поддержки возложена на Росэксимбанк (www.eximbank.ru) и ряд Министерств и ведомств. Размеры предоставляемых бюджетных ассигнований на поддержку экспорта определяются ежегодно при составлении бюджета.

В 2007 году образован «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) (www.veb.ru)». Основной целью госкорпорации стало повышение конкурентоспособности экономики России, ее диверсификации, стимулирование инвестиционной деятельности.

На государственные и привлеченные средства банк осуществляет финансирование инвестиционных проектов, рефинансирование внешних долгов российских банков и компаний, страхование экспортных кредитов. Кроме того, ВЭБ реализует проекты направленные на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, поддержку экспорта российских товаров и услуг.

В последнее время все интенсивнее обсуждается вопрос о механизмах страхования экспортных кредитов, однако при существующем законодательстве принятие подобной схемы страхования невозможно, поэтому в настоящее время страхование экспортных кредитов в Российской Федерации по большей части заменено предоставлением государственных гарантий.

Меры финансовой поддержки экспорта малого и среднего бизнеса.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 178 от 27 февраля 2009 г. «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» и Приказом Минэкономразвития России от 16 февраля 2010 N 59 "О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства", определены виды и размеры субсидий, выделяемые на поддержку непосредственно малых и средних предприятий.

Государственная поддержка предоставляется, в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта.

Субсидии, предоставляемые на реализацию мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, направляются на следующие цели:

а) субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным на срок не более 3 лет в российских кредитных организациях субъектами малого предпринимательства, производящими и реализующими товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, не ранее 1 января 2005 г. или субъектами среднего предпринимательства, производящими и реализующими товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, не ранее 1 января 2008 г.;

б) субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и (или) законодательства страны-импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг), в том числе работ по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия;

в) субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом;

г) субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по регистрации и (или) правовой охране за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридического лица и продукции (работ, услуг);

д) субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по оплате услуг по разработке средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции (работ, услуг), в том числе фирменного наименования, товарного знака, созданию промышленного образца для товаров (работ, услуг), предназначенных для экспорта.

Другие (нефинансовые) меры поддержки экспортеров

К сожалению, в настоящий момент в России отсутствует единая скоординированная система обеспечения нефинансовой поддержки экспортоориентированных предприятий. В связи с этим, меры поддержки зачастую основаны на инициативах отдельных Министерств и ведомств, а также усилиям отраслевых объединений предпринимателей.

Среди них можно выделить:

- политические меры министерств и ведомств, направленные на снятие барьеров в торговле

- информационные меры, в частности создание Минэкономразвития России единого Портала внешнеэкономической информации (www.exportsupport.ru), создание Департаментом поддержки малого и среднего предпринимательства города Москвы Портала по вопросам внешнеэкономической деятельности Внешмаркет(www.vneshmarket.ru ), распространение Внешэкономбанком информации о российских инвестиционных предложениях, проведение форумов и мероприятий различной направленности, как в России, так и зарубежом

- консультационные меры, в частности целевой проект Минэкономразвития России по содействию выходу российских компаний на европейские рынки – сеть Евро Инфо Корреспондентских Центров (www.euroinfocenter.ru)

Для получения более подробной информации можно обратиться к специальному порталу Внешнеэкономической информации http://www.ved.gov.ru/

Теги: экспорт