Гид предпринимателя:

Товарные знаки

Товарный знак

На товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (п.1ст.1477 Гражданского Кодекса РФ).  

Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (ст.1478 Гражданского Кодекса РФ).

Знак обслуживания

В отличие от товарного знака, индивидуализирующего товары, знак обслуживания призван индивидуализировать услуги и выполняемые работы. Знаки обслуживания позволяет потребителю отличать, например, услуги, предоставляемые туристическими компаниями, или работы, выполняемые строительными компаниями, парикмахерскими и пр.

Гражданский Кодекс не делает различия между товарным знаком и знаком обслуживания и предоставляет равные права правообладателям товарных знаков и знаков обслуживания.

Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим закону способом.

 Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:

1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

2) при выполнении работ, оказании услуг;

3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

5) в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации (п.1 и п.2 ст.1484 Гражданского Кодекса РФ).

Коллективный знак

Коллективный знак является товарным знаком, предназначенным для обозначения товаров, производимых или реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками. Коллективным знаком может пользоваться каждое из входящих в объединение лиц (п.1 ст.1510 Гражданского Кодекса РФ).

Виды товарных знаков

Гражданский Кодекс в п.1 ст.1482 Гражданского Кодекса РФ  не устанавливает ограничений по видам обозначений, которые могут служить в качестве товарных знаков. Принято выделять следующие виды обозначений:

Словесные: слова, являющиеся лексическими единицами русского языка, фантазийные слова, словосочетания, фамилии, имена, псевдонимы, географические названия, доменные имена, слоганы, буквенно-цифровые обозначения, например, аббревиатуры ….;

Изобразительны: рисунки, картины, голограммы, фотографии …

Трехмерные: форма изделия или упаковки

Звуковые: музыкальные произведения или фрагменты из них, голоса животных, отдельные звуки …;

Обонятельные: запахи растений, цветов …

Комбинированные: из любых видов обозначений, например, словесных и изобразительных.

Правовая охрана товарного знака

Правовая охрана товарного знака возникает на основании его государственной регистрации или в силу международных договоров Российской Федерации. В настоящее время к упомянутым договорам относятся Мадридское соглашение о международной регистрации знаков, Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков и Парижская конвенция по охране промышленной собственности.

Регистрация товарного знака и, соответственно, его правовая охрана действует до истечения 10 лет с даты подачи заявки на регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (функции которого выполняет Роспатент).

На зарегистрированный в Российской Федерации товарный знак выдается свидетельство на товарный знак, которое удостоверяет приоритет товарного знака и  исключительное право правообладателя на товарный знак (п.2 ст.1481 Гражданского Кодекса РФ). Исключительное право на товарный знак означает, что правообладатель может использовать товарный знак для индивидуализации своих товаров и запрещать использование товарного знака другими лицами.

Правовая охрана товарного знака имеет территориальное действие, потому исключительное право на товарный знак, зарегистрированный в Российской Федерации, действует только на территории Российской Федерации.

Правообладатель может уступить товарный знак другому лицу (ст.1488 Гражданского Кодекса РФ) или предоставить другому лицу по лицензионному договору право на использование товарного знака с возможностью ограничения срока, территории и товаров, для которых может использоваться товарный знак (ст.1489 Гражданского Кодекса РФ).

Использование товарного знака признается незаконным, если оно осуществлено:

- без разрешения правообладателя;

на территории Российской Федерации;

в отношении товаров, для которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров. Незаконным использованием товарного знака признается также использование при тех же условиях сходного с ним до степени смешения обозначения.

Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак, являются контрафактными товарами.

Регистрация товарного знака

Заявка на регистрацию товарного знака подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (функции которого выполняет Роспатент). Заявка на товарный знак должна содержать:

1) заявление о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, его места жительства или места нахождения;

2) заявляемое обозначение;

3) перечень товаров, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков;

4) описание заявляемого обозначения (п.3 ст.1492 Гражданского Кодекса РФ).

Для получения охраны в качестве товарного обозначение должно удовлетворять определенным условиям – т.е. условиям охраноспособности. Он должен обладать различительной способностью, чтобы потребители могли с его помощью отличить маркируемые им товары от аналогичных товаров других лиц и не  путать его с другими товарными знаками, идентифицирующими другие товары. Товарный знак не должен нести ложной или вводящей в заблуждение информации, он также не должен противоречить общественному порядку или морали. Существуют также основания для отказа в регистрации, обусловленные запретом на регистрацию в качестве товарного знака обозначения, использование которого может нарушать права третьих лиц. К таким правам относятся права на товарные знаки, промышленные образцы, фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров, права на произведения, охраняемые авторским правом, или личные неимущественные права (ст.1483 Гражданского Кодекса РФ).

Проверка оснований для отказа в государственной регистрации товарного знака осуществляется в ходе экспертизы, по результатам которой принимается решение о регистрации или об отказе в регистрации товарного знака.

На основании решения о регистрации товарного знака после уплаты соответствующей пошлины сведения о регистрации товарного знака вносятся в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации. Сведения о регистрации публикуются в официальных изданиях Роспатента, правообладателю выдается свидетельство на товарный знак (ст.1503 Гражданского Кодекса РФ).

Экспертиза заявки на товарный знак.

Экспертиза заявки на товарный знак проводится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент).

Экспертиза заявки включает формальную экспертизу и экспертизу обозначения, заявленного в качестве товарного знака (заявленного обозначения) (п.1 ст.1497 Гражданского Кодекса РФ).

 Формальная экспертиза заявки на товарный знак проводится в течение месяца со дня ее подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Заявителю необходимо оплатить официальную государственную пошлину за проведение формальной экспертизы, которая составляет 2000 рублей.

 В ходе проведения формальной экспертизы заявки на товарный знак проверяется наличие необходимых документов заявки и их соответствие установленным требованиям.     

По результатам формальной экспертизы заявка принимается к рассмотрению или принимается решение об отказе в принятии ее к рассмотрению. О результатах формальной экспертизы федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент) уведомляет заявителя.

После проведения формальной экспертизы проводится экспертиза обозначения, заявленного в качестве товарного знака (экспертиза заявленного обозначения).      

    Экспертиза заявленного обозначения проводится по заявке, принятой к рассмотрению в результате формальной экспертизы. 

   За проведение экспертизы по существу заявителем уплачивается государственная пошлина в размере 8500 руб. за один класс + 1500 за каждый из классов Международной классификации товаров и услуг, для которых запрашивается регистрация, свыше 1.

В ходе проведения экспертизы проверяется соответствие заявленного обозначения условиям охраноспособности и устанавливается приоритет товарного знака.

По результатам экспертизы заявленного обозначения федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент) принимает решение о государственной регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации.

До принятия решения по результатам экспертизы заявленного обозначения заявителю может быть направлено уведомление в письменной форме о результатах проверки соответствия заявленного обозначения условиям охраноспособности, установленными в ст.1483 Гражданского Кодекса РФ,  с предложением представить свои доводы относительно приведенных в уведомлении мотивов. Доводы заявителя учитываются при принятии решения по результатам экспертизы заявленного обозначения, если они представлены в течение шести месяцев со дня направления заявителю указанного уведомления (ст.1499 Гражданского Кодекса РФ).

В случае  вынесения экспертизой решения о государственной регистрации товарного знака заявителю необходимо будет оплатить государственную пошлину за регистрацию товарного знака и за выдачу свидетельства на товарный знак в  размере 12 000 рублей.  

Пошлины

За совершение юридически значимых действий, связанных с регистрацией товарного знака, взимаются пошлины.

Перечень действий, за которые взимаются пошлины, их размеры, порядок и сроки уплаты устанавливается Правительством Российской Федерации. В настоящее время действует утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 № 941 «Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами» (с изменениями и дополнениями).

Прекращение правовой охраны товарного знака

Предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным, если регистрация товарного знака была осуществлена с нарушением требований охраноспособности, а также других требований законодательства. Возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку подается в Палату по патентным спорам, решение которой может быть оспорено в судебном порядке (ст.1514 Гражданского Кодекса РФ).

Правовая охрана товарного знака прекращается в связи с истечением срока ее действия, в связи с отказом правообладателя, в связи с его неиспользованием и пр. Законом установлены органы и организации, уполномоченные принимать решения о прекращении правовой охраны товарного знака.

Защита права на товарный знак

Незаконное использование товарного знака влечет за собой гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законодательством по товарным знакам Российской Федерации предусмотрены гражданско-правовые способы защиты прав на товарный знак. Правообладатель товарного знака может потребовать прекращения нарушения, возмещения убытков, публикации судебного решения в целях восстановления его деловой репутации, удаления с контрафактных товаров, этикеток, упаковок незаконно используемого товарного знака, либо уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок.

Административная ответственность за незаконное использование товарного знака наступает в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации. В качестве санкций предусмотрена возможность наложения административного штрафа с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, перечисление в федеральный бюджет дохода, полученного от незаконного использования товарного знака.