Гид предпринимателя:

Что нужно знать о процедуре банкротства?

Производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее десяти тысяч рублей, а также имеются иные признаки банкротства

Основания процедуры банкротства

Основания начала возбуждения производства по делу о банкротстве

Производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее десяти тысяч рублей, а также имеются следующие признаки банкротства:

  • для граждан: если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

  • для юридических лиц: если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

При этом размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26.10.2002 г.

Право на обращение в арбитражный суд

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают (ст. 7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26.10.2002 г.):

  • должник;

  • конкурсный кредитор (кредиторы по денежным обязательствам);

  • уполномоченные органы (налоговые органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве)

При этом, право на обращение в арбитражный суд возникает:

  • у конкурсного кредитора - с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств. 

  • у уполномоченного органа по денежным обязательствам - с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств, или в течение 30 дней с даты решения налогового органа, либо таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника

Должник вправе подать в арбитражный суд заявление должника в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок.

Руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если (ст. 9  Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26.10.2002 г.):

  • удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
  • органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
  • обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;
  • должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.

При этом,  заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.

Так же, в случае, если при проведении ликвидации юридическое лицо стало отвечать признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, ликвидационная комиссия должника обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в течение десяти дней с момента выявления каких-либо из указанных признаков.

Ответственность 

В случае нарушения руководителем должника или учредителем (участником) должника, членами органов управления должника, членами ликвидационной комиссии (ликвидатором), гражданином - должником Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26.10.2002 г., указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения.

Нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд, влечет за собой дополнительную ответственность лиц, на которых возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд, по погашению обязательств должника.

Назначение арбитражного управляющего

В определении о принятии заявления о признании должника банкротом указываются кандидатура арбитражного управляющего и (или) саморегулируемая организация, из числа членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего (ст. 42 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26.10.2002 г.).

Кандидатура арбитражного управляющего указывается заявителем в заявлении о признании должника банкротом.

Назначение арбитражного управляющего производится арбитражным судом.

Арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право:

  • созывать собрание кредиторов;
  • созывать комитет кредиторов;
  • обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • получать вознаграждение в размерах и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26.10.2002 г.;
  • привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами;
  • запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления;
  • подать в арбитражный суд заявление об освобождении от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

Арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан:

  • принимать меры по защите имущества должника;
  • анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности;
  • вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления;
  • в случае выявления признаков административных правонарушений и (или) преступлений сообщать о них в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;
  • предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц;
  • разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Обязанность доказывать неразумность и необоснованность осуществления таких расходов возлагается на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением в арбитражный суд;
  • выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;
  • осуществлять иные установленные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26.10.2002 г. функции.

Оздоровление предприятия

В процессе процедуры наблюдения должник (на основании решения участников) может обратиться  к первому собранию кредиторов, а в некоторых случаях к  арбитражному суду, с ходатайством о введении финансового оздоровления.

Решение об обращении к первому собранию кредиторов о введении финансового оздоровления должно содержать:

  • сведения о предлагаемом участниками должника обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности;

  • предлагаемый участниками должника срок финансового оздоровления, который не может превышать 2 года

  • план финансового оздоровления;

  • график погашения задолженности;

  • протокол общего собрания участников должника;

  • перечень участников должника, голосовавших за обращение к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления;

  • сведения о предлагаемом участниками должника обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности (при наличии такого обеспечения);

При этом, исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами.

Лицо или лица, предоставившие обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, несут ответственность за неисполнение должником указанных обязательств в пределах стоимости имущества и имущественных прав, представленных в качестве обеспечения исполнения должником указанных обязательств.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов

Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего, назначаемого из числа заявленных арбитражных управляющих.

 В определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности.

Определение арбитражного суда о введении финансового оздоровления подлежит немедленному исполнению.

Управление в ходе финансового оздоровления

 В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями, установленными главой 5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26.10.2002 г., как-то:

  • должник не вправе без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, в совершении которых у него имеется заинтересованность или которые:
    • связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки;
    • влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника.
  • должник не вправе без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) и лица или лиц, предоставивших обеспечение, принимать решение о своей реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании).
  • должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые:
    • влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на пять процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;
    • связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности;
  • влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;

  • влекут за собой получение займов (кредитов).

Досрочное окончание финансового оздоровления

В случае погашения должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности, до истечения установленного арбитражным судом срока финансового оздоровления должник представляет отчет о досрочном окончании финансового оздоровления.

Досрочное прекращение финансового оздоровления

 Основаниями для досрочного прекращения финансового оздоровления являются:

  • непредставление в арбитражный суд в установленные сроки соглашения об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности;
  • неоднократное или существенное (на срок более чем пятнадцать дней) нарушение в ходе финансового оздоровления сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком погашения задолженности.

Окончательное финансовое оздоровление

Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления.

 К отчету должника прилагаются:

  • баланс должника на последнюю отчетную дату;

  • отчет о прибылях и об убытках должника;

  • документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

Арбитражный суд по итогам рассмотрения результатов проведения финансового оздоровления вправе вынести определение о введении внешнего управления в случае:

  • установления возможности восстановления платежеспособности должника в предусмотренные законом сроки;

  • подачи в арбитражный суд ходатайства собрания кредиторов о переходе к внешнему управлению;;

  • подачи в арбитражный суд ходатайства собрания кредиторов о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, если после проведения собрания кредиторов возникли обстоятельства, дающие основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена в законом сроки.

    Внешнее управление

    Целью проведения данной процедуры является восстановление платежеспособности должника и удовлетворение требований кредиторов с возложением данной задачи на назначаемого арбитражным судом внешнего управляющего, к которому переходят полномочия органов управления должника.

     

    Важно помнить, что процедура внешнего управления может быть введена как после процедуры финансового оздоровления, так и непосредственно после окончания процедуры наблюдения.

     

    При введении внешнего управления меняется правовой режим функционирования организации - должника. Он направлен на восстановление платежеспособности должника и удовлетворению требований его кредиторов.

    Обязательным условием восстановления платежеспособности должника является приостановление исполнения его денежных обязательств, включая погашение долгов перед своими кредиторами, уплату налогов и других платежей обязательного характера (так называемый мораторий на удовлетворение требований кредиторов).

    Внешнему управляющему принадлежит полное право распоряжения имуществом должника, включая сдачу его в аренду, продажу и мену. Отчуждены могут быть любые объекты, принадлежащие организации-должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения, в том числе предприятие целиком в качестве имущественного комплекса, предназначенного для предпринимательской деятельности.

    В ходе данной процедуры внешнем управляющим разрабатывается план внешнего управления, в который включаются мероприятия, которые могут быть осуществлены в целях восстановления платежеспособности должника.

    Среди данных мер следует выделить меры, направленные на сокращение расходов и уменьшение убытков, такие как замещение активов, закрытие нерентабельных производств, перепрофилирование производства и меры, направленные на увеличение финансовых ресурсов должника, такие как увеличение уставного капитала, взыскание дебиторской задолженности, продажа части имущества должника и ряд других.

    По результатам проведения процедуры внешнего управления, внешний управляющий обязан представить на рассмотрение собрания кредиторов подготовленный им отчет с информацией о финансовом положении должника, а также сведения об удовлетворенных требованиях кредиторов.

     По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из решений:

    об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

    об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;

    об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

     

    Конкурсное производство

     

    Фактически данная процедура является правовым последствием принятого арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев и может быть продлено ещё не более, чем на 6 месяцев по ходатайству лица, участвующего в деле.

    Целью процедуры конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Данная процедура является конечной, завершающей в ходе всего процесса банкротства должника.

    На момент введения процедуры конкурсного производства должник уже признан арбитражным судом банкротом.

    Ключевой фигурой в процессе проведение процедуры конкурсного производства является, назначаемый арбитражным судом, конкурсный управляющий. Он осуществляет весь комплекс полномочий по управлению делами должника в процессе конкурсного производства.

     

    Важно отметить, что с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства считаются наступившим следующие события:

    -  срок исполнения обязательных платежей должника;

    - срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств должника;

    - прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов;

           - сведения о финансовом состоянии должника, в том числе сведения  находящиеся в режиме коммерческой тайны, утрачивают статус конфиденциальных;

    -  допускается совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу такого имущества в пользование третьим лицам;

    а также ряд других событий, установленных статьей 126 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве).

    Важным моментом, является тот факт, что введение процедуры конкурсного производства влечет прекращение полномочий руководителя должника, а также иных органов управления.

     

    Обязательным требованием при введении процедуры конкурсного производства является публикация сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Данные сведения включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, которым, в соответствии с  Распоряжение Правительства РФ от 21.07.2008 N 1049-р является газета «Коммерсантъ». 

     

    Объем полномочий конкурсного управляющего, установлен в статье 20.3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

    Полномочия конкурсного управляющего можно разделить на 2 группы:     1)  полномочия по управлению делами должника;

    2) полномочия по ликвидации должника - юридического лица (по выведению из гражданского оборота индивидуального предпринимателя или должника-гражданина).

     

    В ходе процедуры конкурсного производства все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, включается в так называемую конкурсную массу, с целью его дальнейшей  реализации кредиторам в порядке очередности.

     Из имущества, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности.

     

    Завершение процедуры конкурсного производства (завершение процедуры банкротства)

     

    После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

     Арбитражный суд по истечении 30, но не позднее 60 дней с даты вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства направляет указанное определение в ФНС.

    Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника.

    С даты внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ конкурсное производство считается завершенным.

     

    Важно: процедура конкурсного производства может и не быть окончательной процедурой банкротства. Дело в том, что в случае, если в отношении должника не вводились финансовое оздоровление и (или) внешнее управление, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания, полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов в течение месяца с момента выявления указанных обстоятельств в целях рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

     

     

    Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей

    В первую очередь следует отметить, что особенности банкротства индивидуальных предпринимателей устанавливаются как Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», так и Гражданским кодекса РФ (статья 25).

    Важно помнить, что индивидуальный предприниматель, в части размера требований, при достижении которого возможно признание его банкротом, приравнивается к физическому лицу. То есть индивидуальный предприниматель, к которому имеется не удовлетворенное в течение трех месяцев требование на сумму более 10 000 рублей может быть признан банкротом. Более того, он может быть признан банкротом вне зависимости от того, превышает ли сумма его обязательств стоимость принадлежащего ему имущества.

    Основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

     

    Особенность правового регулирования отношений, связанных с банкротством индивидуального предпринимателя, заключается в ограничении круга кредиторов, наделяемых правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Таким правом обладают только кредиторы по обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью должника.

    Заявление о признании индивидуального предпринимателя банкротом подается либо самим предпринимателем-должником, либо кредиторами, чьи требования связаны с обязательствами по осуществлению предпринимательской деятельности, либо уполномоченными органами. 

    Другие кредиторы по требованиям личного характера, а также по обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью, вправе заявить о своих требованиях только в рамках уже возбужденного дела о банкротстве.

    При применении процедур банкротства индивидуального предпринимателя его кредиторы, требования которых не связаны с обязательствами при осуществлении предпринимательской деятельности, а также кредиторы, требования которых неразрывно связаны с личностью кредиторов, вправе также предъявить свои требования.

     

    В соответствии со ст. 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) осуществляется на основании копии решения суда о признании его несостоятельным (банкротом), поступившей в регистрирующий орган.

    Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

    После внесения соответствующей записи в ЕГРИП, наступает момент, когда кредиторы по требованиям, вытекающим из обязательств должника, не связанных с его предпринимательской деятельностью, вправе заявить о своих требованиях тольков рамках уже возбужденного дела о банкротстве.

    С этого же момента аннулируются выданные индивидуальному предпринимателю лицензии на осуществление определенных видов предпринимательской деятельности.

     

    Важно иметь ввиду, что физическое лицо не сможет вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в течение года со дня принятия судом решения о признании такого физического лица  банкротом. Кроме того, суд может установить иной срок, в течение которого физическое лицо не будет иметь права заниматься предпринимательской деятельностью.