Портал начинающего фермера:

Общие вопросы государственной поддержки начинающих фермеров

«Что такое лизинг?»

Лизинг— это аренда имущества с правом выкупа по окончании срока договора (возможно, по остаточной стоимости). Аренду можно рассматривать как лизинг, но без права выкупа по окончании срока договора, а продажу в рассрочку можно считать лизингом, но только с обязанностью выкупа.

Лизинговая компания (лизингодатель) в ходе реализации лизинговой сделки приобретает у продавца имущество в собственность за свой счет и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за указанную в договоре лизинга арендную плату на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование.

Лизингополучатель (арендатор) в соответствии с договором лизинга получает от лизинговой компании предмет лизинга для использования в собственных целях. Все доходы и прибыль, полученные им в ходе использования оборудования, являются его собственностью.

Продавец (поставщик оборудования, автодилер или риелторская компания) в соответствии с договором купли-продажи, заключаемым между ним и лизингодателем, поставляют в обусловленный срок и на определенных условиях имущество, являющееся предметом лизинга.

Страховщик участвует в сделке лизинга, осуществляя страхование имущественных, транспортных и прочих видов рисков, связанных с предметом лизинга и/или самой сделкой. По договору страхования выгодоприобретателем является лизинговая компания. Однако с момента передачи оборудования лизингополучателю на него возлагается ответственность за сохранность, надлежащие условия хранения и поддержание оборудования в рабочем состоянии. На протяжении срока договора лизинга право собственности на предмет лизинга остается за лизинговой компанией, но арендатор использует оборудование в своих целях, ежемесячно осуществляя установленные договором лизинга платежи.

Удорожание предмета лизинга – в мировой практике это понятие отсутствует. Обычно ставка удорожания публикуется в терминах годовых процентов и рассчитывается как разница в процентах между суммой всех платежей по лизинговому договору и стоимостью предмета лизинга, приведенная к годовой ставке с учетом срока договора лизинга.

«Как принять участие в тендере (госзаказ)?»

Госзакупки (государственные закупки) – это приобретение, товаров, работ, услуг для государственных нужд, осуществляемое за счет средств налогоплательщиков, аккумулированных в соответствующих бюджетах и внебюджетных фондах.

Общеизвестно, что залогом успешного бизнеса является постоянный/гарантированный спрос на производимую Вашим предприятием товаров; работ; услуг. В этой связи, предпринимателю Важно знать о так называемой системе государственных закупок.

Перед тем как принимать решение об участии в государственных закупках, предпринимателю необходимо обратить внимание на следующие моменты, которые обязательно сопутствуют госзакупкам, чтобы убедиться и просчитать свои возможности по исполнению заказа:

1. Финансовое состояние своей компании.

2. Наличие свободных финансовых ресурсов.

3. Наличие специалистов в области государственных закупок.

4. Наличие главного бухгалтера, знающего и умеющего работать с бюджетом.

5. Непроведение ликвидации, непроведение банкротства, неприостановление деятельности компании; отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов.

6. Возможность поставлять товар, оказывать услуги, выполнять работы на свои средства с последующей оплатой из средств бюджета.

7. Соответствие компании законодательству.

8. Знать, где и как можно ознакомиться с размещением информации о закупках.

9. Наличие недобросовестной конкуренции.

10. Наличие коррупции при государственном заказе.

- общие положения о госзакупках

Госзакупки (государственные закупки) – это приобретение, товаров, работ, услуг для государственных нужд, осуществляемое за счет средств налогоплательщиков, аккумулированных в соответствующих бюджетах и внебюджетных фондах.

Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков (государственных учреждений, органов власти субъектов, муниципальных органов) в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления их функций и полномочий,либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации.

Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного малого бизнеса.

Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.

Госзакупки осуществляются в соответствии со специально разработанными процедурами и правилами, закрепленными в законодательстве.

- нормативная база

Отношения в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок регламентируются:

• Федеральным законом № 94-ФЗ (от 21.07.2005 г.) «О размещении  заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

· параграфом 4 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (части второй) (№ 14-ФЗ от 26.01.1996);

• ст. 72, 73 Бюджетного кодекса Российской Федерации (№ 145-ФЗ от 31.07.1998 г.);

• Федеральным законом № 53-ФЗ (от 02.12.1994 г.) «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»;

• Федеральным законом № 213-ФЗ (от 27.12.1995 г.) «О государственном оборонном заказе»;

• Федеральным законом № 135-ФЗ (от 26.07.2006 г.) «О защите конкуренции»;

• указом Президента РФ № 305 (от 08.04.1997 г.) «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» (вместе с прилагающимся «Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд»); в части, не противоречащей Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ;

• постановлением Правительства Российской Федерации №26 (от 11.02.2000 г.) «О федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд»;

• постановлением Правительства Российской Федерации №813 (от 28.12.2006 г.)  «О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства»;

• распоряжением Правительства Российской Федерации № 236-р (от 27.20.2008 г.) «О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона».

·   постановлением Правительства РФ N 642 (от 04.11.2006) «О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства»;

·   постановлением Правительства РФ N 237 (от 17.03.2009 г.) «Об установлении начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства и внесении изменений в перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства».

·   Постановлением Правительства РФ N 41  (от 23.01.2004 г.) «Об утверждении примерных государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственному оборонному заказу»;

·   Постановление Правительства РФ N 292 (от 15.05.2007 г.) «Об утверждении Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков»;

·   постановлением Правительства РФ N 1191 (от 29.12.2010 г.) «Об утверждении Положения о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещается указанный реестр»;

·   приказом Минэкономразвития РФ N 646, Казначейства РФ N 21н (от 14.12.2010 г.) «Об утверждении Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом»;

·   приказом ФАС РФ N 267 (от 27.08.2007 г.) «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках»;

·   приказом Минэкономразвития РФ N 30 (от 28.01.2011 г.) «Об утверждении Порядка проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков».

- памятка предпринимателю

Для участия в системе государственных и муниципальных закупок, предприниматель должен знать правила, по которым происходит игра.

Участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Способы размещения заказа:

- проведение торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

- без проведения торгов (запрос котировок, при сумме заказа до 500 000 рублей в течение квартала; у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); на товарных биржах).

Отдельные моменты, которые должен знать предприниматель.

Необходимо помнить, что законодательством предусмотрены льготы для субъектов малого бизнеса – участников процедур государственных и муниципальных закупок. В частности это пониженный размер суммы обеспечения заявки на участие в торгах – 2% от общей суммы контракта (для всех остальных участников торгов это 5 %). Также это возложенные на заказчика обязанности проводить в обязательном порядке от 10% до 20% всего объема своих закупок в течение года у субъектов малого бизнеса.

Кроме того, законодательно установлено, что конкретный государственный контракт с субъектом малого предпринимательства в рамках процедур госзакупок может быть заключен на сумму не более 15 млн.рублей. То есть начальная (максимальная) цена государственного контракта не может превышать 15 млн.рублей.

Информация о закупках размещается на официальном сайте Российской Федерации http://www.zakupki.gov.ru/. С 1 января 2011 года данный сайт является единственным официальным информационным порталом по размещению информации о всех госзакупках в стране, включая закупки в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях.

«Где взять кредит?»

Креди́т (лат. creditum— заём от лат. credere— доверять) — экономические отношения между кредитором и заёмщиком по поводу передачи временно свободной денежной суммы (стоимости) на принципах возвратности, срочности, платности. Также возможны другие условия предоставления денежных средств, такие как целевое использование и обеспеченность. (источник: Wikipedia).

Определение термина «кредит» подразумевает, что кредитор (в нашем случае коммерческий банк), и заемщик (в нашем случае предприниматель), вступают в экономические отношения, базирующиеся на трех главных принципах:

1)    Возвратность – то есть денежные средства передаются кредитором заемщику с условием, что они будут возвращены в банк на определенных условиях;

2)    Срочность – то есть возврат денежных средств должен произойти в определенные договором сроки и порядке;

3)    Платность – то есть за пользование  денежными средствами заемщик должен будет уплатить кредитору определенное вознаграждение в виде процентов за пользование кредитом.

Два других принципа – целевое использование и обеспеченность, также являются значимыми при кредитовании, но присутствуют не во всех кредитных программах и банках.

Вышеописанные принципы всегда должны учитываться заемщиком, при обращении в кредитное учреждение с вопросом о получении кредита, и лежат в основе общего порядка получения кредитных средств в банках.

В первую очередь, перед тем как обратиться за кредитом в банк, потенциальный заемщик должен ответить на вопрос: «Какова цель получения кредита?», всегда учитывая при этом принципы возвратности, срочности и платности.

Определение цели получения заемных денежных средств, поможет заемщику сориентироваться во всем разнообразии кредитных программ, которые на сегодняшний момент существуют в банках и других финансовых институтах. В зависимости от цели они могут существенно отличаться друг от друга. Так, например, при кредитовании старта бизнеса у банков могут быть дополнительные требования к поручителям, а при недостатке залоговой массы могут быть использованы государственные программы, реализуемые через систему гарантийных фондов, при покупке оборудования иногда выгоднее использовать лизинг, так как сам предмет лизинга выступает залогом, а платежи по лизингу снижают налогооблагаемую базу и т.д.

Для того, чтобы цель была обоснована, опиралась на реальные планы развития бизнеса, необходимо составить Бизнес-план. Бизнес план должен содержать в себе описание продукта, проекта или компании, описание менеджмента компании, описание имеющейся технологической и материальной базы, описание целей, на которые привлекается финансирование, оценку внешней среды, включая оценку развития рынка продукта или услуги, оценку конкурентной среды, прогноз будущих финансовых потоков, их изменение при изменении внешних факторов и т.д. Бизнес-план поможет оценить предпринимателю свои перспективы, и перспективы бизнеса генерировать денежные потоки, достаточные для возврата кредитору основного долга и процентов по кредиту, то есть соблюсти вышеназванные принципы кредитования.

После того, как предприниматель составил бизнес-план, определил цели привлечения заемного финансирования, ему необходимо оценить достаточность залогового обеспечения. В качестве залогового обеспечения могут выступать товары в обороте, объекты недвижимости, станки и оборудование, автотранспорт, личное имущество предпринимателя, поручительство третьих лиц и другое имущество. В случае недостаточности стоимости залогового имущества, предприниматель может воспользоваться государственной программой по предоставлению гарантий, реализуемой через систему государственных гарантийных фондов. В этом случае предприниматель может ознакомиться со списком банков-участников программы на сайте фонда содействию кредитования (гарантийного фонда) в регионе ведения бизнеса, для того, чтобы заранее определить для себя список потенциальных кредиторов.

Следующим шагом является выбор финансового учреждения, предполагаемого контрагента по кредитованию. Для целей ознакомления с условиями кредитования, различными кредитными программами, созданы и функционируют специализированные информационные ресурсы, в том числе в сети интернет, которые позволяют наиболее быстрым образом получить доступ к информации, проконсультироваться с экспертами в области кредитования, и, в некоторых случаях, направить электронную заявку на кредит для получения предварительной оценки заемщика банком. После того, как с помощью информационных ресурсов предварительно выбраны финансовые институты, можно проводить серию очных переговоров.

Проведение переговоров, оценка кредитного учреждения и уточнение приемлемого кредитного продукта. На этой стадии происходит непосредственное знакомство с кредитным учреждением. Важными параметрами при оценке кредитного учреждения являются:

- оценка культуры общения с клиентами, клиентоориентированности банка;

- оценка сложности или простоты пакета документов при формировании досье клиента;

- оценка сроков, требуемых банку для принятия решения о кредитовании;

- оценка параметров кредитного продукта: процентная ставка по кредиту, сроки предоставления кредита, требуемое залоговое обеспечение, наличие дополнительных комиссионных платежей.

 При проведении переговоров с банками, нужно учитывать, что ключевым моментом для принятия решения о кредитовании является способность бизнеса генерировать достаточное количество денег, для погашения основного долга и процентов по нему, при этом  учитывая все потребности самого предприятия. Вторым по важности моментом будет являться насколько хорошо сам предприниматель понимает и прогнозирует свой бизнес и каково качество менеджмента, задействованного в деятельности компании. И лишь третьим по значимости фактором будет являться достаточность залогового обеспечения по кредиту.

После того, как кредитное учреждение выбрано (или выбрано несколько потенциальных партнеров), начинается процесс подготовки документов.

В стандартный пакет документов, который запрашивает банк на первом этапе входят документы:

анкета-заявка; анкеты Участников сделки; копии учредительных, регистрационных и перерегистрационных документов; копии паспортов Участников сделки - физических лиц и их супруг (ов) при наличии (все листы, в т. ч. пустые); выписка из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) / выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП); копии лицензий, патентов и разрешений на осуществление деятельности; копии официальной финансовой отчетности на последние две (четыре при сезонном характере бизнеса) отчетные даты; список имущества, предлагаемого в залог вне зависимости от постановки на баланс (по форме банка).

После получения предварительного решения банка о выдачи кредита, как правило организуется выезд сотрудника банка на место деятельности компании. В этот же период банк может затребовать дополнительный пакет документов, в который могут входить:

·        Справка из налогового органа об открытых расчетных счетах / Письмо налогового органа с отказом предоставления данной справки;

·        Справка из налогового органа о наличии/отсутствии задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами;

·        Справки из обслуживающих банков:

- о состоянии картотеки № 2;

- о наличии/отсутствии ссудной задолженности (по кредитным договорам, договорам поручительства и залога) с приложением копии договоров;

- об оборотах (с разбивкой по месяцам) из банков по расчетным и валютным счетам за последние 12 месяцев;

·        Документы управленческой финансовой отчетности;

·        Расшифровка основных статей баланса на последнюю отчетную дату;

·        Копии документов, подтверждающих правомочность использования занимаемых помещений, транспортных средств и иного имущества (договоры аренды, субаренды, свидетельства о собственности, договоры купли-продажи и пр.);

·        Действующие договоры (по основной деятельности) с основными тремя покупателями / тремя поставщиками;

·        Документы, подтверждающие право собственности на личное имущество основного владельца бизнеса (при наличии собственности);

·        Документы по залоговому обеспечению (предоставляются в зависимости от вида залога);

·        Оригинал /нотариально заверенная копия доверенности (в случае заключения сделки доверенным лицом).

После того, как документы представлены банк принимает решение о выдаче кредита.