Подразделы:

Смотрите также:

Сегодня центр тяжести смещается от нормотворчества к правоприменению

31 октября 2013 г.

Андрей Белоусов в интервью газете «Ведомости»: о месте России в Doing Business, необходимости реформ и перспективах экономического роста

[...]

— Doing Business оценивает ситуацию в Москве, а в одном регионе за счет политической воли всегда можно навести порядок. Можно ли сказать, что и в целом по стране инвестклимат улучшается?

— Да, хотя не все так просто. Вы подняли правильную тему. Думаю, мы завершим в 2014-2015 гг. реализацию «дорожных карт», есть поручение президента на эту тему. Мы в целом исчерпаем нормотворческие возможности улучшения инвестиционного климата. И уже сегодня центр тяжести смещается от нормотворчества к правоприменению. А это работа судов, правоохранительных органов и в первую очередь губернаторов и их команд. У нас есть выдающиеся успехи — Калуга, Татарстан, Ульяновская область, ряд других регионов. Но даже простое измерение количества процедур получения разрешения на строительство и их длительности отражает различие по регионам в 10 раз.

— И что делать?

— Нужно создать механизм, который придет на смену «дорожным картам». Это механизм улучшения правоприменительной практики. Его создание сейчас обсуждается в администрации президента совместно с РСПП, ТПП, «Деловой Россией» и «Опорой России». Идея состоит в том, чтобы сделать что-то наподобие национального рейтинга регионов. Это будет объективный и, самое главное, общеупотребимый параметр оценки, в каких регионах у нас существуют лучшие практики. Безусловно, оценивать нужно только то, на что региональные власти способны повлиять. Например, в таможенном регулировании от них мало что зависит, а вот в регулировании строительных процедур — многое. Мы сможем давать оценки и создать площадку обмена лучшими практиками.

— Многие эксперты говорят, что нынешний рост в рейтинге — эффект простых мер. Дальше нужны реформа судов, правоохранительных органов, политическая реформа. Вы уже готовите «дорожные карты» по эти темам?

— Эти самые «многие» сначала говорили, что у нас вообще ничего не получится. Когда кое-что получилось и есть первые успехи, то они говорят, что вот дальше мы точно без перечисленных вами реформ изменений не добьемся. Отчасти это так — любая система должна реформироваться. Но важно не впасть в грех перманентного реформирования. Ломать — не строить. Во-первых, пример с регионами, где сроки получения документации на строительство отличаются в 10 раз, показывает, что нужна кропотливая работа по совершенствованию законодательства и его правоприменению на всех уровнях. Нужно работать над совершенствованием существующей системы регулирования. И это дает результат. Во-вторых, реформы проходят тогда, когда есть субъект модернизации. Чтобы он появился, должен быть мощный и заряженный на позитивную работу средний и малый бизнес. Если его не будет, то и никакого реформирования не будет. Каждый шаг улучшения инвестклимата — это движение в сторону формирования сильного среднего и малого бизнеса. Один, два, десять или сто человек говорят: «Ага, что-то меняется, подожду покупать билет, поработаю пока здесь».

— Получается, что, улучшая инвестиционный климат, власть…

— Сейчас скажете: «Роет себе могилу». (Смеется.) В свое время один заслуженный старый госплановец мне сказал: «Опираться можно только на то, что сопротивляется». Золотые слова. [...]


Полностью текст интервью - в газете «Ведомости»

Источник: Ведомости