Подразделы:

Смотрите также:

Конкурируя за будущее сегодня

28 марта 2010 г.

Тезисы выступления статс-секретаря – заместителя Министра промышленности и торговли РФ Станислава Наумова на Инновационном форуме малого и среднего предпринимательства

15 февраля 2010 г. в Минпромторге РФ принята Ведомственная целевая программа (ВЦП) «Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле».

Программа предполагает финансирование из бюджета действующих обязательств. За период с 2010 по 2012 годы объем расходов по Программе составит 591 939 тыс. руб., в т.ч. предоставление субсидий организациям народных художественных промыслов – 582 069 тыс. руб.

1. О деятельности Минпромторга по снижению ограничений для развития малого и среднего бизнеса в отдельных отраслях промышленности

Легкая промышленность

Малый и средний бизнес не может существовать без крупных производителей пряжи, ткани, кожи и другой продукции, которая является сырьем для производства швейных изделий, обуви, трикотажных и чулочно-носочных изделий, т.е. продукции, предназначенной для конечного потребителя. У этих двух форм развития легкой промышленности должны быть равные налоговые условия. Малые и средние предприятия совместно с крупными отраслевыми игроками должны включиться в борьбу с незаконным производством, выпуская продукцию, позволяющую по цене «вывести из тени» незаконопослушных производителей.

Минпромторг России предлагает перевести на добровольной основе все предприятия легкой промышленности на упрощенную систему налогообложения. Выделяемые субсидии и высвободившиеся средства от перехода на упрощенную систему налогообложения будут направлены на осуществление комплексной модернизации и техническое перевооружение производств, погашение кредитов и частично на пополнение собственных оборотных средств. Такие меры дадут возможность ежегодно привлекать дополнительно 5-7 млрд. рублей на ускоренную модернизацию и ликвидацию технологической отсталости производств, внедрение инновационного высокопроизводительного оборудования и целых систем и линий. Это, в свою очередь, позволит обновить весь парк оборудования и выйти на уровень развитых стран, выпускающих товары и изделия легкой промышленности и довести долю российского товара на внутреннем рынке до 50%.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации вышло в Правительство Российской Федерации с предложением о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, обеспечивающих переход предприятий легкой промышленности на упрощенную систему налогообложения (не зависимо от численности занятых на производстве и размера годового оборота). Соответствующее поручение Правительства Российской Федерации было дано Минфину России и Минэкономразвития  России.

Соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации необходимо внести в главу 26.2 (статьи 346.11-346.25.1), включив предприятия текстильной и легкой промышленности в список организаций, имеющих право добровольно переходить на упрощенную систему налогообложения, и добавить следующую фразу:

«Предприятия текстильной и легкой промышленности, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, высвобождаемые в результате этого средства должны направлять на модернизацию, техническое перевооружение и расширение производства. Порядок и правила перехода на упрощенную систему налогообложения предприятий текстильной и легкой промышленности утверждаются Правительством Российской Федерации».

Народно-художественные промыслы (НХП)

В сфере НХП занято около 250 предприятий, расположенных в 64 субъектах Российской Федерации, с общей численностью работающих около 30 тыс. человек. Ежегодный объем выпуска изделий народных художественных промыслов в денежном выражении (без НДС и акцизов) составляет порядка 4 млрд. руб., при этом в отрасли нет ни одного предприятия, с объемом производства более 1 млрд. руб. в год.

В соответствии с приказом Минпромторга России (от 17 февраля 2009 г. № 64 «Об утверждении правил предоставления в 2009-2011 годах субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов») Министерство предоставляет из федерального бюджета субсидии на поддержку производства и реализации изделий НХП организациям, включенным в утвержденный (распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2004 г. №586-р)перечень организаций НХП, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. В 2009 году на поддержку НХП выделено 24 407 676 руб.

Детская игровая продукция

В рамках ВЦП Минпромторга России предполагается подготовить предложения по внесению изменений в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности с целью выделения деятельности предприятий, осуществляющих производство и реализацию детской игровой продукции. Также планируется подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 908 «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов» на предмет расширения данного перечня за счет непищевых видов детских товаров. Это «узкие» отраслевые направления. И поскольку сейчас эта работа только начинается, я приглашаю всех присутствующих принять участие в подготовке этих предложений.

Декларирование соответствия

Одной из задач ВЦП является сокращение перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и ее перевод в режим декларирования соответствия. В утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982 (вступило в силу 15 февраля) единых перечнях продукции, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, по предложениям Минэкономразвития России и Опоры России полностью переведены на декларирование соответствия на основании собственных доказательств заявителя:

  • пищевая продукция (кроме продуктов детского питания);
  • продукция сельскохозяйственного производства;
  • лекарственные средства;
  • товары культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода;
  • парфюмерно-косметическая продукция;
  •  товары бытовой химии;
  • сельскохозяйственные машины, их узлы и детали;
  • мебель бытовая;
  • ткани;
  • обувь;
  • обувь меховая и овчинно-шубная;
  • продукция сахарной и хлебопекарной промышленности;
  • картографическая продукция (за исключением цифровой картографической продукции).

Обязательная сертификация сохраняется в отношении продукции, где сохраняются высокие риски причинения вреда:

  • машины и оборудование железнодорожного транспорта;
  • продукция энергетического и транспортного машиностроения;
  • оборудование атомных электростанций;
  • электротехническое и светотехническое оборудование;
  • нефтепромысловое и нефтеперерабатывающее оборудование;
  • газопромысловое и газоперерабатывающее оборудование;
  • кабельная продукция;
  • автомобильный транспорт;
  • оружие, патроны и пиротехнические средства;
  • медицинские изделия.

Продукция, подлежащая декларированию соответствия, составляет 45,2 % от общего числа позиций продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, а продукция, подлежащая обязательной сертификации – соответственно 54,8 %.

Объем продукции, подлежащей декларированию соответствия, увеличен более чем в 2 раза.

2. Технологическое развитие и модернизация

В соответствии с «Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» необходимо обеспечить реализацию важнейших инновационных проектов государственного значения, на которых концентрируются основные ресурсы и которые обеспечиваются соответствующей господдержкой.

Перечень таких проектов в настоящее время рассматривается в рамках Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. Минпромторг России осуществляет координацию деятельности министерств и ведомств по направлению «Медицинская техника и фармацевтика», а также по проекту «Новый свет», предусматривающему создание производств энергоэффективных источников освещения. По второму направлению отмечу, что подобные проекты (как в области производства светодиодов и компактных люминесцентных ламп, так и в сфере производства осветительных приборов) будет прерогативой среднего и малого бизнеса.

В части развития производства энергоэффективных источников освящения необходимо отметить, что наиболее крупные проекты в настоящее время реализуются при целевой поддержке ГК «Роснанотех». Так, в рамках проекта «Твердотельная светотехника: экологически чистое и энергосберегающее новое поколение светотехники на основе нанотехнологий», осуществляемого проектной компанией ЗАО «Оптоган», запускается промышленное производство светодиодов.

Кроме того, в настоящий момент ГК «Роснанотех» рассматривает проект «Создание массового производства светотехнических изделий на основе мощных полупроводниковых источников света», подготовленный компанией ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника», который был рекомендован к финансированию научно-техническим советом при наблюдательном совете ГК «Роснанотех». Данный проект предусматривает начало серийного выпуска светодиодов уже к концу 2010 года.

В случае достижения поставленных Правительством Российской Федерации целей доля отечественного производства на российском рынке светодиодов составит от 25 до 50% (при условии, что на экспорт будет приходиться около 15% объёма производства).

В число социально-экономических эффектов от реализации проекта внедрения энергосберегающих ламп и производства их в России входят:

  • сокращение потребления электроэнергии минимум на 4%, или на 65 млрд. руб. в год при существующих тарифах. С учетом роста тарифа эффект будет еще более значительным;
  • сокращение потребности в строительстве новых электростанций и инвестиций в них – 7,7 ГВт мощности и 350 млрд. рублей;
  • сокращение выбросов CO2 – 26,5 млн. тонн ежегодно;
  • сокращение использования энергоресурсов – 12,9 млн. тонн усл. топлива;
  • создание новых рабочих мест – 1,5 тыс. мест (13,5 тыс. при интеграции в производственную цепочку);
  • повышение производительности в отрасли – в 10 раз (за счет роста автоматизации и стоимости изделий).

Также предприняты меры по развитию среднего бизнеса в фармацевтической промышленности на основе разработанных министерством Стратегии и ФЦП. На основе указанных инструментов, предпринимаются конкретные меры по стимулированию разработок, например выделение финансовых средств через Комиссию по модернизации при Президенте Российской Федерации, где зарезервировано 10 млрд. руб.,  из них 5 млрд. уже выделено.

Напомню, что приоритетные направления и Перечень критических технологий являются основанием для принятия Правительством Российской Федерации решений по финансированию мероприятий в области освоения соответствующих технологий, а так же по принятию решений по созданию преференций в соответствующей области (в том числе по льготному порядку налогообложения).

Следующая мера - это ВИПы. Финансирование в данном случае ведет Минпромторг. В рамках данной меры разрабатываются проекты и технологии в рамках НИОКР. Имеется 7 ВИПов в фармацевтике. Часть исполнителей по ним – НИИ, часть – представители среднего бизнеса. Укажем, что представители малого и среднего бизнеса, имеющие свою научно-техническую и исследовательскую базу, могут заявлять свои НИОКРы.

Также инструментом является ФЦП по фармацевтике, которая будет утверждена. И последний вариант, это та самая нормативно-правовая база, над которой мы работаем постоянно в этом контексте.

В настоящее время в Российской Федерации существуют ограничения по полноценной инновационной инфраструктуре для освоения и развития технологий в данных предметных областях.

В связи с этим одним из вариантов развития технологий и производств может стать формирование новой инновационного кластерной инфраструктуры в целях развертывания новых отраслей и подотраслей промышленности на новой технологической базе.

Справочно.

В настоящее время в качестве резидентов ОЭЗ технико-внедренческого типа зарегистрировано 29 компаний, специализирующихся на развитии медицинских технологий и производстве фармацевтической продукции. Наиболее активно фармацевтические кластеры создаются на территории ОЭЗ технико-внедренческого типа в г. Томске, г. Зеленограде и г. Дубне.

Лизинг оборудования

Минпромторг России нацелен на стимулирование развития малого и среднего предпринимательства через механизм лизинга при покупке оборудования, произведенного отечественными производителями.

Исходя из поставленной цели, мы считаем наиболее эффективной мерой поддержку лизинговых сделок по приобретению автотранспортных средств, что обусловлено следующим:

  • данная поддержка будет востребована малым и средним бизнесом;
  • увеличение продаж автотехники должно дать значительный мультипликативный эффект в смежных отраслях;
  • для лизинговых компаний данный сегмент оборудования является традиционным, с наименьшими рисками и отработанными механизмами реализации сделок.

Наиболее приемлемым вариантом поддержки мы считаем субсидирование части авансового платежа лизингополучателя-субъекта малого и среднего предпринимательства.

Практика использования инструментов субсидирования лизинговой деятельности в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства  в 2008-2009 гг. свидетельствует о преобладании в общей массе сделок с оборудованием сделок по приобретению в лизинг легковых и грузовых автомобилей.

Потенциал поддержки отечественных производителей оборудования путем стимулирования спроса на лизинг может быть напрямую обусловлен сложившейся структурой сделок на лизинговом рынке.

В целях развития малого и среднего предпринимательства, а также для стимулирования спроса на легковые и грузовые автомобили, производимые на территории Российской Федерации целесообразно разработать систему предоставления специализированных гарантий со стороны государства, позволяющих субъекту МСП получать по договорам лизинга автотранспорт с дисконтом по первому взносу по договору лизинга. Данная мера намного эффективнее простого снижения цены на объект лизинга, так как основные проблемы возникают у субъекта МСП не с выплатой установленных лизинговых платежей, а с внесением первого платежа.

В результате субъект МСП получает за счет средств федерального бюджета определенную скидку, как по общей стоимости взятого в лизинг автомобиля, так и по первому взносу по договору лизинга. Лизинговая компания, в свою очередь, увеличивает количество обслуживаемых клиентов, расширяя степень использования лизинговых инструментов поддержки деятельности и развития субъектов МСП. Отечественные производители автотранспортных средств расширят рынки сбыта и количество реализованных автотранспортных средств, что является мерой, направленной на стимулирование процессов импортозамещения в автомобильной промышленности.

По предварительным оценкам на реализацию подобных мероприятий по стимулированию развития МСП в Российской Федерации за счет использования механизмов лизинга целесообразно предусмотреть выделение в 2010 году дополнительных средств федерального бюджета, в том числе за счет средств, предусмотренных частью 5 статьи 24 Федерального закона от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» в размере до 1 млрд. рублей.