Регионы РФ

Бизнес-климат

Что такое «Бизнес-климат»

На карте представлены детализированные профили ряда российских регионов, вошедших в рейтинг условий для развития МСБ в секторе обрабатывающих производств. По каждому региону доступна подробная информация, для перехода к которой необходимо кликнуть мышкой по интересующему региону.

Базовая статистика

В блоке содержится статистическая информация за 2012 г. по ключевым показателям, представляющим интерес в свете данного проекта:

  • численность населения в регионе в тыс. человек;
  • количество малых предприятий в регионе;
  • количество малых предприятий в сфере обрабатывающего производства в регионе;
  • количество малых предприятий в расчете на тыс. человек населения региона;
  • доля занятых на малых предприятиях в общем объеме занятости в регионе;
  • доля занятых на малых предприятиях сферы обрабатывающего производства в занятости на малых предприятиях в регионе.

Наиболее значимые проблемы

На диаграмме представлены наиболее серьезные препятствия для развития малого и среднего бизнеса в регионе. В ходе опроса предпринимателям-респондентам предлагалось выделить от одного до трех факторов, ограничивающих развитие их бизнеса, из списка, содержащего 11 позиций:

  • низкая доступность персонала требуемой квалификации на рынке труда;
  • низкая доступность производственного оборудования требуемого уровня;
  • низкая доступность помещений (офисных, производственных, складских) требуемого качества;
  • неразвитая инфраструктура (энергетика, транспорт);
  • низкая доступность финансовых ресурсов;
  • требования регулирующих органов (пожарная служба, экологическая служба...);
  • коррупция и организованная преступность (рейдерство);
  • недостаток управленческого опыта;
  • несправедливая конкуренция на рынке конечной продукции;
  • общий спад спроса на продукцию в Вашей отрасли;
  • другое.

Индекс условий для развития МСБ

В блоке представлены рейтинговые позиции региона (на фоне остальных участников рейтинга) по интегральному индексу – Индексу условий для развития МСБ, а также по четырем субиндексам, формирующим интегральный индекс. Субиндексы:

  • Недвижимость и инфраструктура
  • Человеческие ресурсы
  • Финансовые ресурсы
  • Административные барьеры

Каждый субиндекс складывается из результатов ряда детализирующих факторов.

Для иллюстрации общей ситуации используется специальные знаки, характеризующие одну из трех позиций региона:

  • Солнце означает, что регион входит в число 10 лидирующих регионов по данному показателю
  • Облако – регион занимает серединное положение между регионами-лидерами и отстающими по данному показателю
  • Туча – регион находится в группе 10 отстающих регионов по данному показателю

Дополнительные факторы бизнес-климата

Представлены рейтинговые позиции региона (на фоне остальных участников рейтинга) по дополнительным факторам, не участвующим в формировании итогового индекса.

Методология исследования «Предпринимательский климат в России: ИНДЕКС ОПОРЫ - 2012»

Основная цель проекта состояла в том, чтобы оценить и сравнить условия для развития малого и среднего бизнеса в секторе обрабатывающих производств в российских регионах и предоставить практичный инструмент для повышения эффективности региональной и федеральной политики по стиму лированию предпринимательства и развитию малого и среднего бизнеса.

Дополнительной целью проекта было оценить и сравнить условия для развития малого и среднего бизнеса в российских городах-миллионниках.

Проект состоял из четырех основных этапов:

  • Формирование системы факторов развития МСБ.
  • Проведение опроса.
  • Контроль качества опроса.
  • Подготовка рейтингов и анализ результатов.

Формирование системы факторов развития МСБ

Существуют три основных фактора, влияющих на развитие малого и среднего бизнеса и повышение его доли в экономике регионов:

  • Условия спроса в регионе.
  • Специфика отраслевой структуры экономики региона.
  • Региональный бизнес-климат.

Первые два фактора можно охарактеризовать как «базовые», т.е. наиболее сложно поддающиеся влиянию, в части своей доставшиеся региону «в наследство», существующие как данность. Что касается третьего фактора – регионального бизнес-климата, то именно он в большей степени может определяться политикой региональных властей, а его качество может служить одной из оценок эффективности работы региональных администраций.

Региональный бизнес-климат представляет собой совокупность условий, влияющих на возникновение и развитие бизнеса в регионе, это своего рода среда, в которой рождается и растет компания. От того, насколько эта среда благоприятна, во многом зависит количество вновь создающихся компаний и успешность развития существующих компаний. В бизнес климате выделяются такие сферы, как человеческие ресурсы, земля и недвижимость, инфраструктура, финансовые ресурсы, административное регулирование и ряд других.

Основу данного проекта составляют результаты масштабного опроса руководящих сотрудников предприятий малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Для формирования анкеты и проведения опроса на предприятиях в российских регионах использовалась протестированная ранее модель из 7 групп факторов, определяющих качество бизнес-климата для развития малых и средних компаний в регионе.

В соответствии с этими группами факторов основными темами анкеты стали:

  • Доступ к рынку и условия конкуренции - фактор, определяющий барьеры для сбыта продукции, для получения сырья, материалов и комплектующих, а также условия конкуренции между компаниями. Зависит в том числе от качества антимонопольного регулирования.
  • Человеческие ресурсы и навыки – это в первую очередь доступность и профессиональный уровень кадров для бизнеса, а также наличие специальных программ по развитию бизнеса, которые повышают квалификацию предпринимателей и позволяют им минимизировать риски. Политика в области образования (как среднего, так и высшего) также серьезно влияет на общую грамотность в области предпринимательства и на мотивацию открывать свое дело.
  • Финансовые ресурсы – фактор, объединяющий доступность финансов на всех стадиях развития фирмы – от запуска до инвестиций в оборудование и помещения. Роль государства – в создании финансовой среды, благоприятной для бизнеса на всех этапах его роста и при любых уровнях риска. К рычагам государства поразвитию этой сферы можно отнести налоговую политику, денежно-кредитную систему, деятельность специализированных государственных фондов и поддержку венчурных фондов.
  • Инфраструктура – это производственные, офисные, выставочные помещения (ихдоступность и качество), транспортно-логистическая инфраструктура (пути перемещения, места, способы хранения и обработки грузов), энергетическая инфраструктура, а также специализированная бизнес-инфраструктура (бизнес-инкубаторы, промышленные парки и др.).
  • Технологический потенциал компаний и кластеров – уровень производственных технологий и продукции и услуг компаний, возможности для адаптации современных технологий, а также технологический и инно- вационный потенциал отраслевых кластеров.
  • Административное регулирование и барьеры. «Качество административного регулирования» имеет два уровня. Первый – общие административные барьеры. Второй уровень отраслевой. В каждой отрасли действует собственное регулирование, есть набор определенных стандартов – от них зависит, насколько легко начать собственное дело и развить его.
  • Система поставщиков включает в себя доступность поставщиков разного типа, в том числе специализированных услуг.

Проведение опроса

В рамках проекта было опрошено более 6 000 респондентов в 40 регионах.

Опрос осуществлялся методом телефонного интервью. В опросе могли принять участие только собственники или руководящие сотрудники компаний (генеральные директора, первые заместители).

Выборка между регионами определялась исходя из общего количества малых и средних предприятий в экономике региона.

При формировании квот по секторам экономики упор был сделан на МСП из производственного сектора, поскольку в свете поставленных перед исследованием задач мнения и оценки респондентов из этого сектора представляются наиболее ценными.

Таким образом, для каждого региона внутри каждого сектора выборка предприятий была сформирована таким образом, чтобы соответствовать особенностям структуры региональной экономики.

Что касается «географического покрытия» при проведении опроса, то и здесь для каждого региона-участника был разработан свой набор ориентиров: во-первых, опрос проводился во всех городах региона с населением более 100 тыс. человек, во-вторых, опросом обязательно должны были быть охвачены еще не менее 3 населенных пунктов региона и всего не менее 5 населенных пунктов1 (исключение составляют г. Москва и г. Санкт-Петербург).

Контроль качества опроса

Контроль качества опроса включал в себя несколько этапов.

Для каждого региона количество охваченных опросом населенных пунктов задавалось индивидуально, исходя из географических особенностей региона.

На этом этапе происходит автоматизированный просмотр массива, при котором, в частности, выявляются компании с ОКВЭД, не соответствующим списку; респонденты, не являющиеся руководителями; явные совпадения или повторы записей в массиве; явные ошибки ввода данных и др.

Статистический анализ базы данных и обработка результатов по специальной методике с целью выявления «подозрительных» анкет. На этом этапе анализируются количественные характеристики каждой анкеты по отношению ко всем другим анкетам и каждого вопроса по отношению ко всем другим вопросам. Статистический анализ основан на расчете корреляций между всеми парами анкет, расчете количества совпадений между ними, расчете вероятности получения того или иного профиля ответов (в том числе количества ответов одного типа и количества «нестандартных» ответов) как в рамках одного региона, так и в рамках всего массива данных.

Далее проводился подробный анализ базы данных с целью выявления отдельных «проблемных» вопросов и «нестандартных» ответов.

По итогам контроля качества к окончательному анализу были приняты около 5600 анкет.

Подготовка рейтингов и анализ результатов

В ходе проекта был подготовлен детальный описательный анализ качества условий для развития малого и среднего бизнеса в секторе обрабатывающих производств в целом по 39 российским регионам, а также рассчитаны рейтинги регионов и городов-миллионников по интегральному Индексу, слагаемым Индекса, а также отдельным индикаторам, входящим в состав Индекса.

Индекс представляет собой интегральную оценку качества условий для развития МСБ в секторе обрабатывающих производств , для его расчета используются 5 слагаемых.

Каждое из них имеет равный вес при формировании Индекса:

  • Недвижимость и инфраструктура.
  • Людские ресурсы.
  • Финансовые ресурсы.
  • Административный климат, безопасность и коррупция.
  • Система поставщиков.

Слагаемые состоят из индикаторов. Все индикаторы представляют собой данные, полученные в результате опроса руководителей компаний. Для формирования каждого индикатора в равной пропорции использовались результаты текущего опроса малых и средних производственных компаний и результаты предыдущего опроса, если он ранее проводился в данном регионе (городе).

Два из пяти слагаемых были дополнительно разбиты на факторы, каждый из которых представляет собой группу индикаторов. Слагаемое «Недвижимость и инфраструктура» было разбито на три фактора, которым были присвоены одинаковые веса.

Слагаемое «Административный климат, безопасность и коррупция» разбито на два самостоятельных фактора, которым были присвоены разные веса из-за различий в их объясняющей способности.